В Инсбруке открылся фестиваль древней музыки. Посреди концертов и премьер много необыкновенного, от музыки чернокожих рабов Латинской Америки до оперы Генделя, дополненной арией из наиболее позднего его шедевра. Стоило ли ее дополнять, разбирался специально для «Ъ» АЛЕКСЕЙ МОКРОУСОВ.
Фестиваль музыка
1685 год можно считать одним из важных в хронологии барочной музыки. В этом году родились Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Доменико Скарлатти. И хотя до наиблежайшего юбилея каждого из их еще два 10-ка лет, в Инсбруке решили не тянуть. Афишу еще одного, 38-го по счету фестиваля древней музыки окрестили лаконично - «1685». Посреди 3-х дюжин концертов музыка различных государств и эпох, при этом не только лишь евро барокко. К примеру, программа «Odisea Negra» представляет песни чернокожих рабов, завезенных в Латинскую Америку.
Концерты фестиваля проходят в храмах и замках всего Тироля. Так, в одной из самых прекрасных базилик Австрии, инсбрукской Вильтен, оркестр Academia Montis Regalis исполнял си-минорную мессу Баха. Создание 1-го из основных произведений в наследии композитора, реального opus summum, длилось 16 лет и завершилось за год до его погибели, в одном из фрагментов создатель употреблял даже свою композицию 1714 года (таковым образом, время сотворения возрастает до 35 лет). Почему убежденный протестант Бах сделал под конец жизни католическую мессу, остается загадкой, никаких объяснений на этот счет он не оставил. Длительное время числилось, что месса не исполнялась при его жизни на сто процентов, хотя на данный момент возникла гипотеза, основанная на архивных разысканиях, что ее все таки игрались в Вене в 1749-м.
В Инсбруке оркестром и хором академии дирижировал его основоположник, сегодняшний интендант фестиваля Алессандро де Марки. Выполнение мессы Баха он может записать в один из самых удачных собственных проектов - не нередко услышишь такое величественное, сбалансированное звучание, способное посодействовать слушателю обрести остальные измерения. Умеет де Марки и подбирать юных солистов - на этот раз блистали и сопрано, англичанка Руби Хьюг и Мари-Софи Поллак с чешско-немецкими корнями, и мужчины-солисты, сначала австрийский альт Якоб Хупман.
А вот что интенданту удается ужаснее, так это подбор режиссеров для оперных спектаклей. На фестивале можно услышать до 4 опер, включая одну в концертном выполнении. Оперой открытия стал дебют Генделя в этом жанре - «Альмира». 19-летний создатель взялся за заказ, который не успевал выполнить основной композитор той поры Райнхард Кайзер. Заказ предназначался для оперного театра на Гусином рынке, где сочинитель служил клавесинистом. Невзирая на то что часть либретто была написана на итальянском языке (Кайзер не верил в германское настоящее оперы), «Альмира» прошла с фуррором, выдержав 20 представлений. Для сопоставления: последующая опера Генделя «Нерон» еле выдержала три. Может быть, история тирана показалась не таковой симпатичной, как история юный царицы Кастилии, борющейся с своим двором за право обожать кого охото.
В Инсбруке «Альмира» тоже прошла трижды - таково расписание. Выдержала бы она 20 представлений? Наверное, благодаря музыке и ежели считать совместно с гамбургскими показами. «Альмира» - копродукция, в Гамбурге ее премьера прошла в весеннюю пору (сейчас та опера находится уже не у Гусиного рынка), часть певцов осталась и в Инсбруке - французское сопрано Мелисса Пети, украинский тенор-баритон Виктор Руд (Фернандо), германский тенор Мануэль Гюнтер (Осман).
В версии режиссера, голландки Йетске Мейнсен, герои Генделя гуляют по векам и странам: сцена за сценой персонажи меняют костюмчики, а с ними и эры. Из царствования Марии-Антуанетты зритель попадает во времена накануне Первой мировой, потом в эру Елизаветы, позже уже в наши дни.
Тяжело осознать, для чего герои совершают все эти путешествия во времени, где постоянными остаются даже декорации (живописец Бен Баур ограничился большой древесной конструкцией, во время поворотов которой на сцене изменяется реквизит), разве что в поисках звукозаписывающих компаний. В «Альмире» есть чему радоваться звукорежиссерам, и оркестр (вновь под управлением де Марки) звучит отточено, и певцы заслуживают похвал.
Чтоб несколько разнообразить творение юного (и в общем-то во многом еще зеленоватого) сочинителя, создатели постановки решили обогатить партитуру известной арией из иной оперы Генделя - «Lascia ch`io pianga» («Оставь меня оплакивать жестокую судьбу…») из «Ринальдо».
Шведское сопрано Клара Эк достойно справляется с арией. Вышло уместно - в хоть какой опере есть что оплакивать, а либретто «Альмиры» не умнее, да и не глупее ее современников.