Сборы российских картин в кинопрокате России и СНГ (без учета Украины) за три летних месяца 2013 года составили 466,7 млн руб. против 85,3 млн руб. год назад, либо 4% от общей кассы в 11,8 миллиардов руб., подсчитали в компании Romir Movie Research. Это лето оказалось удачнее прошлых и по количеству зрителей, и по доле в прокате. Российскими были 12 из 88 релизов, тогда как в летнюю пору 2013-го - 7 из 106, они собрали только 0,8% от общей кассы в 11,268 миллиардов руб. За три летних месяца 2012 года на 6 российских картин пришлось 1,1% общей кассы в 10,18 миллиардов руб. Всего в летние периоды 2007-2012 годов прокатчики выпустили 54 российских кинофильма, из которых 35 выходили ограниченным тиражом. Из российских летних релизов лишь «Каникулы серьезного режима» (премьера - август 2009-го) смогли привлечь наиболее 1 млн зрителей, собрав в сумме 552,3 млн руб., в этом году на один летний «миллионник» стало больше - «Поддубного» поглядели 1,003 млн зрителей. Аудитория также оценила картины «Все и сразу» (572,5 тыс. зрителей) и музыкальную сказку «Тайна 4 принцесс» (295,2 тыс. зрителей).
Самый популярный российский релиз - вышедшая в июне историческая драма «Поддубный», собравшая к концу августа 217 млн руб., в общем летнем рейтинге занимает 15-е место, тогда как фаворит летнего проката сиквел «Трансформеров» собрал 1,538 миллиардов руб. Сборы в 170-250 млн руб. - полностью обыденный бокс-офис для большинства хороших российских кинофильмов, констатирует исполнительный директор Movie Research Александр Лужин. Правда, «Поддубный» даже на четверть не сумел повторить фуррор кинофильмов «Легенда N17» и «Высоцкий. Спасибо, что живой». Обстоятельств несколько: специфичное время выхода (соперниками были южноамериканские «Трансформеры» и «Планета обезьян: Революция»), наименьший размер рекламы, невзирая на поддержку канала «Россия», и наименьшая известность у аудитории кинозалов личности главенствующего героя картины, рассуждает государь Лужин.
Обычно лето - сезон американских бестселлеров, когда российские производители предпочитают не стартовать в прокате. «Генетическая память кинопроизводителей связывает удачный прокат с периодом осень-весна, в летнюю пору зритель дает предпочтение отдыху и огородам», - разъясняет гендиректор «Каропроката» Алексей Рязанцев. В первом квартале толика российского кино в сборах была на порядок больше - 32,86%, а по итогам января-августа - уже 18,85%, либо 6,1 миллиардов руб. (год назад было 13,3%, либо 4 миллиардов руб.). Еще несколько российских премьер выйдут в осеннюю пору: комедии «Корпоратив», «Смешанные чувства», «Выпускной», «Горько-2», крайняя работа Никиты Михалкова «Солнечный удар», также авторское кино - участники «Кинотавра», которые выходят в ограниченный прокат. «Централ Партнершип» (ЦПШ), выпустившая 2-ух российских фаворитов лета, планирует в осеннюю пору релиз еще пяти-шести российских картин, сказал «Ъ» президент ЦПШ Павел Степанов. «Наши российские премьеры собрали даже больше, чем мы прогнозировали», - доволен он.
Сборы третьей по кассе российской премьеры «Тайны 4 принцесс» были бы и лучше, считает Алексей Рязанцев из «Каропроката»: «Мы рассчитывали на возвращение малышей с отдыха, но не совершенно вышло: хотя Фонд кино выделил безвозвратные средства на продвижение картины, что нам чрезвычайно посодействовало, их все таки не хватило, чтоб выделиться посреди остальных релизов. Но если б мы передвинули картину на сентябрь-октябрь, то столкнулись бы с суровой конкурентнстью со стороны западных анимационных студий и мейджоров, в сопоставлении с которыми российские релизы приметно проигрывают. Считать прокат 'Принцесс' полным провалом нельзя, но как производитель и прокатчик мы решили с семейными и детскими проектами больше не связываться».
Анна Афанасьева