«Люблю возникновение ткани / когда опосля 2-ух либо 3-х / а то 4 задыханий/ придет выпрямительный вздох…» Эти строчки Осипа Мандельштама легли в базу 1-го из 20 кинофильмов 7-го Фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке.
Юные кинематографисты Никита Тихонов-Рау и Ольга Арлаускас (их прошлую работу «Клеймо» о нездоровых детях зрители не могли не уяснить) так и окрестили собственный кинофильм о российском Далеком Востоке «Выпрямительный вздох» - освобождающий от задыханий крайний спасительный глоток незапятнанного воздуха, глоток надежды и свободы.
Этот кинофильм, повествующий о наших современниках-дальневосточниках, аллегорически отразил всю историю России - от громких побед и сильной энергии первопроходцев через тюрьмы, лагеря и «мерзость запустения» русского периода - к тихой очистительной молитвенной надежде людей XXI века, испытавших такое, после этого, задыхаясь, нет сил жить, - и уповаешь только на выпрямительный вздох.
И этот кинофильм, в том числе, становится напоминанием нам, живущим на «других берегах», в ином культурном и психическом пространстве, о том позабытом факте, что российская культура постоянно была, есть и будет литературоцентричной. Что российский писатель, живописец, творец, постоянно воспринимался как визионер, учитель, философ и, наиболее, - как совесть цивилизации; что слово высказанное постоянно взывало к ответственности.
Поэтому и фестивальная программа этого года, в ее ярко выраженной социальной проблематике, верно опирается на текст. На текст кинодокумента, сначала (как, скажем, 2 кинофильма серии «Remembering the Holocaust» - "ѕwith God against Man", США, и «Холокост - клей для обоев?», Россия), да и - на «бумажные» тексты: дневников (как в «Блокаде», кинофильме, основанном на военных дневниках медработников-блокадников) - либо чекистских протоколов и «дел» политзаключенных, как в кинофильме «Медем» - о святом новомученике графе Александре Медеме, либо ленте о Василии Гроссмане «Я сообразил, что я умер».
Создатель антисталинского романа «Жизнь и судьба», Гроссман не увидел свою книжку написанной: написанная в 1959 году, она вышла в свет только в 1980, в Швейцарии. Западные журналисты окрестили роман Гроссмана «Войной и миром» ХХ века". Этот кинофильм был изготовлен в год 50-летия погибели писателя, в 2014-м, его южноамериканская премьера пройдет в день открытия фестиваля, 10 октября, в киноцентре Tribeca Cinemas; режиссер Лена Якович сама представит зрителям свою новейшую работу.
На фестивале будет представлено несколько лент, изготовленных южноамериканскими режиссерами (в их числе и режиссерами диаспоры). Посреди их - кинофильм «Russia's Open Book. Writing in the Age of Putin», сделанный опытнейшеми мастерами Sarah Wallis, известной своими киноработами по литературному Петербургу, и Paul Mitchell (вспомните его кинофильм о Чечне).
Кинофильм необычно красочен (с огромным вкраплением анимации) и - интеллектуален. Тут представлены фаворитные современные писатели России - Людмила Улицкая, Владимир Сорокин, Дмитрий Быков, Захар Прилепин и др. Их тексты по-английски читает узнаваемый актер Макс Фрай.
А собрание интеллектуалов Москвы представлено российскими режиссерами Борисом Караджевым и Григорием Рябушевым в их новейшей работе «Писатель 'П'. Попытка идентификации» - в кинофильме о Викторе Пелевине, пишущем, ну и живущем, в стиле постмодерна. Выстраиваемой им вокруг себя мистификацией увлекся весь столичный бомонд - не о литературе, а о «феномене» Пeлевина размышляют с экрана ведущие писатели, критики, литературоведы России.
Да, месседж, который отправляет эта программа фестиваля, рассчитан на интеллектуалов, помнящих - «В начале было Слово». Слово важное, умное и - ответственное. Пожалуй, что ткань всех представленных на фестивале кинофильмов, даже изготовленных юными режиссерами, возникает из твердого переплетения концептуального и эстетического осмыслений мира.
Быть может, это очередное проявление уже наметившейся в мировой документалистике тенденции к вытеснению игрового полнометражного кино, а может, проявление государственных особенностей кино России с его акцентированным авторским голосом. Пока судить тяжело, но в любом случае, это обязано быть в особенности любопытно экспертам и нью-йоркским интеллектуалам. Тем более, что изготовлены киноленты на высоком уровне.
7-й фестиваль документального кино - это диалог творческих интеллектуальных и честных людей, которые должны выстроить незапятнанный и прекрасный мир. Не лишь на экране, не только лишь в виртуальном пространстве. Так они соображают свое назначение Художника. Эта неповторимая возможность встретиться и сделать что-то совместно. Не знаю, как вы, но я - люблю это возникновение ткани. Ее томную плоть. Ее осязаемую плотность. Ее замечательную действительность.
P.S. 7-й ФРДК будет проходить с 10 по 12 октября на 4-х площадках Нью-Йорка: Tribeca Cinemas (54 Varick St., Manhattan), DCTV (Down Town Community Centre - 87 Lafayette St., Manhattan), Brooklyn Public Library (10 Grand Army Plaza, Brooklyn), центра «Отрада» (Village of Chestnut Ridge, NYS).
Фестиваль сотворен и организован наистарейшим литературным журнальчиком эмиграции «Новым Журналом» (1942) в партнерстве с российской Гильдией неигрового кино и телевидения и южноамериканскими организациями: Diana Bagrationi Fund, Causa Artium, VK-Studios.