- По какой причине в альбоме «Соль» стоит ваше имя, а не заглавие группы «Аквариум»?
- «Соль» для меня - это набор из 10 чрезвычайно личных песен, достаточно печальных, даже сумрачных. Я не считаю себя вправе втягивать в это то присутствие, которое именуется «Аквариум». Слова «мрачный» и «Аквариум» для меня несовместимы.
- В котором хронологическом порядке рождались эти песни? Верно ли будет огласить, что первыми широкая публика выяснила те песни, которые были написаны позднее иных?
- Все песни, не считая «Селфи», написаны в прошедшем году, задолго до политических событий, с которыми некие из их принято соотносить.
- И «Праздник урожая во Дворце труда»?
- Он был даже записан уже в августе прошедшего года. А соотношение - оно в головах слушателей. Дело в том, что хоть какой человек, который пишет истинные песни, так либо по другому неизвестным мне методом подсоединяется к сфере, где все уже вышло. Это, наверняка, то, что Платон называл «сферой идей». Песни приходят. Я, быть может, не желал, чтоб они приходили, но они приходят.
- В качестве сопродюсера альбома «Соль» указан Митчелл Фрум. Кто это?
- То, что его не знают у нас, печально охарактеризовывает русских меломанов. Митчелл продюсировал 1-ые три альбома Crowded House, одной из наилучших групп крайних 30 лет. Он также спродюсировал семь альбомов Ричарда Томпсона, 1-го из наилучших гитаристов эры. Митчелл работал с Полом Маккартни, с Fleetwood Mac, c Сюзан Вегой, много с кем. Мне неинтересно работать одному, мне необходимо от кого-либо отталкиваться, с кем-то ассоциировать свою точку зрения, с кем-то вместе жонглировать идеями. Митчелл живет в Лос-Анджелесе, и я поехал в Лос-Анджелес, в первый раз опосля долгого перерыва. Я бы к нему куда угодно поехал. Сейчас у нас с ним план - в последующем году «забить» одну студию под Марселем и посидеть там, поглядеть, что у нас может выйти.
- Ричард Томпсон возник в альбоме через него?
- Нет, напротив, я попросил Ричарда отыскать Митчелла для меня.
- Ричард Томпсон играет лишь в одной песне - «Губернатор»?
- Это все, что он успел, так как он всегда на гастролях.
- В композиции «Любовь во время войны» на флейте играет Ян Андерсон из Jethro Tull. Самые именитые партии Дюши Романова в альбомах «Аквариума» записаны очевидно с Jethro Tull в качестве ориентира. Роль Андерсона в «Соли» смотрится как некоторое завершение картины. Так ли это?
- Быстрее, это начало новейшей истории. Социально мы знакомы с ним достаточно издавна. Ян Андерсон знает про «Аквариум». И я по сути вырос на его музыке. Он для меня один из важных персонажей музыки XX века. Когда возникла эта песня, я послал ее ему, и он ответил, что с наслаждением сыграет не возьмет за это средств.
- Мела Коллинза, который играет в песне «Ветка» на бас-кларнете, упоминают в контексте группы King Crimson, но там вообще-то много кто переиграл…
- Мел Коллинз там играл практически с самого начала, начиная с альбома «In the Wake of Poseidon». С нами он работал в перерыве меж ролью в новеньком воплощении King Crimson, где на авансцене три барабанщика, а сзаду стоят Роберт Фрипп и остальные музыканты нынешнего состава. В студию он приехал прямо с репетиции с Фриппом.
- Привез, можно огласить, частицу энергии King Crimson?
- Не уверен, что я этого желаю. У Роберта свое, у меня - свое.
- В песне «Не было такой» играет Эндрю Берд. Он не много кому известен тут, хотя музыкант красивый.
- Митчелл работал с ним на пары альбомах. Я знал Эндрю по его песням, но не додумывался, как он неплохой скрипач. И через Митчелла к нам попал Дэвид Идальго из группы Los Lobos. Они дружат лет 30. Опосля того как мы познакомились, Los Lobos чрезвычайно нацелились на гастроли в России. Песню «La Bamba», которую они создали популярной, у нас, думаю, знают так же, как и во всем мире.
- В конце концов, с вами на данный момент двое музыкантов из Oasis и состава Ноэла Галлахера - Пол и Джереми Стейси. И, как я понимаю, это истинные легионеры, в этом турне их можно будет созидать на сцене в составе «Аквариума».
- Я пробую их чуть-чуть оттереть у Ноэла Галлахера. На данный момент у их есть время поиграть с нами.
- В процессе работы над альбомом не было ситуаций, когда вы с вашими забугорными сотрудниками, к примеру, вкупе смотрели анонсы по телеку? Либо спорили о политике в пабе?
- Нет.
- Удивительно, все-же запись альбома пришлась на период суровых исторических потрясений.
- Мы в собственной жизни лицезрели много исторических периодов. Это какой-то из них. Какой бы исторический период ни был, люди продолжают рождаться, умирать, быть в не плохих отношениях вместе, быть в нехороших отношениях, собачиться вместе, обожать друг дружку. Мы все это лицезрели. Мы лицезрели времена ужаснее. Мы лицезрели времена лучше. И они тоже лицезрели. Лишь что в Израиле ко мне пришел брать интервью один журналист и сходу стал активно расспрашивать о политике. Как я спросил его про сектор Газа, он здесь же схлопнулся. Что касается нашей страны, то на ее местности постоянно были конфликты, одна часть населения враждовала с иной. Постоянно были люди, которые доносят, и люди, которые по доносу посиживают.
- Вопросец местности все таки чрезвычайно больной. Вот в весеннюю пору в вебе возник ролик, где вы, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов и Максим Леонидов призываете Россию и Украину к миру. При всем этом вы произносите такую фразу: «Мы один люд, мы одна страна».
- Ежели по этому поводу появляются вопросцы, загляните в «Историю страны Российского». Ну, пожалуйста! Кто мама городов российских, напомните мне? Петропавловск-Камчатский?
- Для меня ответ очевиден. Но на момент возникновения этого обращения у почти всех людей на Украине на этот счет уже была совершенно иная точка зрения.
- Таковая точка зрения была постоянно. Я не вправе навязывать свою. Выскажемся так: это два народа, которые исторически близки друг дружке. Когда-то это была одна страна. Позже это были различные страны. Позже снова одна. Сейчас снова различные. Что будет далее, никто не знает. Дурак тот, кто отважится предсказывать. Я не жалею о том, что произнес в этом ролике. Я продолжаю считать, что любые конфликты должны решаться торговцами, купцами, а не военными.
- На данный момент для вас предстоят гастроли в Киеве…
- У нас не гастроли в Киеве! У нас гастроли по всему миру - в Киеве, Минске, Тель-Авиве, Германии.
- Все равно киевский концерт пройдет в определенном контексте.
- Каждый выбирает сам, в котором контексте жить.
- Но не замечать контекст нельзя. Андрей Макаревич, выступив даже не в Киеве, попал под раздачу, мучается не только лишь он, мучается его группа. Наверное решение выступить в Киеве было вам непростым.
- Что означает «решение»? Мы играем в городке Екатеринбург? Играем. Мы играем в Минске? Играем. Почему нам не сыграть в городке Киеве, где живут такие же люди, которые так же обожают «Аквариум»?
- Таковой сценарий, как отмена концертов в Екатеринбурге опосля выступления в Киеве, вы не рассматриваете?
- Я не подписываюсь под военными сценариями. Я продолжаю считать, что приезд «Аквариума» в хоть какой город оказывает успокаивающее действие. Та энергия, которую «Аквариум» производит на собственных концертах, может посодействовать миру. Мирные решения в интересах всех людей, ежели я не ошибаюсь. Покажите мне человека, который произнесет, что мирное решение не в его интересах.
- За ближайшее время вышло очень много противоречащего данной нам логике.
- Я не знаю, почему так происходит. Я лишь говорю, что мирное решение заморочек - дело чести каждого человека. Ежели кто-то так не считает, означает, он нездоровой.
- Вернемся к альбому. В первых откликах на него вместе с восторгами ощущается определенное разочарование от того, что часть этих песен уже известна.
- По сути мы не стали работать в формате альбомов. Все, что у нас возникает, мы выкладываем в сеть. Не желаете разочаровываться - не скачивайте синглы, подождите, пока это выйдет как альбом. Это ваше решение. К тому же ежели вы увидели, время от времени есть достаточно суровая разница меж тем, что выложено сходу, и альбомной версией. Послушайте хотя бы ту же песню «Любовь во время войны».
- Чрезвычайно охото расспросить вас о песне «Stella Maris». У вас ведь есть целый ряд сложносоставных вещей, близких к симфонизму, и даже альбомы целые есть, и с хором вы не в 1-ый раз работаете, но «Stella Maris» по действию посильнее их всех.
- В ранешном Средневековье был культ поклонения Божьей мамы как «звезде моря», stella maris либо etoile de la mer. В парижской церкви Сент-Юсташ есть целая мозаика, посвященная Божьей Мамы как путеводной звезде моряков. История написания данной нам песни - волшебная история, как как будто из Толкиена, Урсулы Ле Гуин либо Питера Бигла. В протяжении 11 лет мне приходили отдельные кусочки данной для нас песни, и я не осознавал, для чего они приходят. Лишь когда они сложились в одно, я сообразил, о чем речь идет. Когда я ее писал, я вообщем не ощущал, что делаю что-то сложное. Мне казалось, ребенку ясно: это, позже это, позже это. Сейчас, спустя недельку либо две опосля того, как мы ее окончили, я вижу, что это далековато не так разумеется. Ничего для себя! Вот это да!
- «Если я уйду» - тоже песня с длинноватой историей?
- Это песня приблизительно 1985 года. Опосля того как я ее сочинил, мы сыграли ее один раз, с Александром Ляпиным, в Ленинградском дворце молодежи. Позже она по неизвестным причинам просто исчезла. Спустя 20 с кое-чем лет я ее вспомнил, мы записали демо, и я опять про нее запамятовал. И вот не так давно она стала меня тревожить. Мы стали ее играться на концертах, дописался верный крайний куплет и практически с первого дубля мы записали ее с Сашей Титовым и братьями Стейси.
- Каковой вообщем размер нереализованного архивного материала у «Аквариума»?
- По моим подсчетам, у нас материала на четыре альбома. Часть кое-где засвечена, часть никто не слышал. Предполагается, что это будет альбом «Аквариума», альбом каверов на отечественные песни, альбом всяких странноватых треков, и в планах особенный альбом, который сумеет выйти лишь опосля того, как я отправлюсь прочь из этого мира. Я его оставлю своим родным. Там будут песни, которые никто не слышал.
- То и дело встречаешь в вебе «мудрые истины от БГ». Стоит доверять аккаунтам в соцсетях, которые озаглавлены «Борис Гребенщиков»?
- Я им уже счет растерял. Но есть один точно мой акк в инстаграмме. Есть твиттер, которым занимаются наши друзья по моему поручению. Есть фейсбук, вот два четких адреса:
1. Борис Гребенщиков
- Мой крайний вопросец. Как вы себя чувствуете?
- Я себя чувствую существенно лучше, чем когда-либо в жизни.